Телефон доверия Минской ЦРКБ для пациентов, желающих сообщить информацию о фактах вымогательства и взяточничества со стороны медицинских работников 8-017-505-27-91
Стол справок: 8017-505-27-67       Горячая линия Минской ЦРКБ: 8017-505-17-54
Russian Belarusian Chinese (Simplified) English German Lithuanian Polish Ukrainian

ОБРАЗОВАНИЕ – ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

 

ОБРАЗОВАНИЕ – ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.

ОРГАНИЗАЦИЯ ШЕСТОГО ШКОЛЬНОГО ДНЯ.

О ВСТУПИТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ 2017 ГОДА

Интеллект человека – главная движущая сила развития современного государства. Именно совокупные результаты труда граждан определяют конкурентоспособность любой страны. Национальной системе образования принадлежит ключевая роль в формировании человеческого капитала, подготовке профессионалов для экономики знаний XXI века.

В своем докладе на пятом Всебелорусском народном собрании Президент А.Г.Лукашенко, характеризуя перспективные направления социально-экономического развития Республики Беларусь, заявил: ”Мотивированная, образованная, активная молодежь – это, по сути, стратегический ресурс развития страны. Ведь от того, какую смену мы воспитаем, насколько подготовим к самостоятельной жизни, зависит будущее государства, прогресс или деградация общества“.

По словам белорусского лидера, ”система образования должна вырабатывать у людей способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Надо научить учиться“.

Система образования Республики Беларусь

В Республике Беларусь сложилась целостная и сбалансированная система образования, позволяющая каждому гражданину страны реализовать свое право на образование для того, чтобы быть успешным и востребованным в обществе.

В нашей стране функционируют более 8 тыс. учреждений образования (далее – УО), в которых трудятся около 430 тыс. работников.

Беларусь по праву считают государством, где реализуется принцип непрерывности образования (”образование через всю жизнь“).

Национальная система образования включает:

  • дошкольное образование;
  • общее среднее образование;
  • специальное образование (для детей с особенностями психофизического развития);
  • профессионально-техническое и среднее специальное образование;
  • высшее образование;
  • послевузовское образование (аспирантура и докторантура);
  • дополнительное образование взрослых;
  • дополнительное образование детей и молодежи.
  • регистрацию абитуриентов – со 2 мая по 1 июня;
  • основной этап ЦТ – с 12 июня по 2 июля;
  • регистрацию абитуриентов на резервные дни – с 30 июня по 3 июля;
  • резервные дни – 6, 8,10 июля;
  • время работы пунктов регистрации – с 9.00 до 19.00 (в субботние воскресные и праздничные дни – с 9.00 до 18.00).

В настоящее время дошкольное образование получают более 418,1 тыс. воспитанников, общее среднее – 982,2 тыс. учащихся, профессионально-техническое и среднее специальное – 70,3 и 117,8 тыс. человек.

В соответствии с мировыми тенденциями на уровне высшего образования подготовка специалистов ведется на двух ступенях.

Подготовку специалистов в стране обеспечивают 42 государственных и 9 частных вузов (34 университета, 9 академий, 8 институтов) по 15 профилям образования, включающим около 380 специальностей на I ступени и более 300 – в магистратуре. В государственных учреждениях высшего образования (далее – УВО) обучаются более 290,8 тыс. студентов и 10,6 тыс. магистрантов. Общий студенческий контингент превышает 310 тыс. человек. Сегодня в Беларуси 330 студентов на 10 тыс. населения, что соответствует уровню европейских стран.

Образовательные программы дополнительного образования взрослых реализуют около 400 различных учреждений образования и организаций. Повышением квалификации, стажировкой, подготовкой и переподготовкой ежегодно охвачено более 480 тыс. человек. Переподготовка руководящих работников и специалистов ведется по 386 специальностям. Профессиональное обучение рабочих осуществляется по 4,8 тыс. профессий.

В системе дополнительного образования детей и молодежи функционируют 297 учреждений, в которых занимаются 388,36 тысяч детей (каждый третий учащийся системы общего среднего образования).

Объемы финансирования сферы образования Республики Беларусь соизмеримы с государственными расходами на образование в большинстве развитых стран мира и превышают расходы России и Казахстана. В 2016 году расходы консолидированного бюджета на образование составили 4 593,7 млн. рублей, или 4,87% от ВВП, с учетом внебюджетных средств – 5 142,9 млн. рублей, или 5,45% от ВВП (2015 год – 5,35% от ВВП).

Обеспечено выполнение государственных социальных стандартов в области образования.

Последовательно решаются вопросы укрепления материально-технической базы. В 2016 году введены в строй 25 объектов образования.

Основные направления развития системы образования Республики Беларусь определены Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы и Государственной программой ”Образование и молодежная политика“ на 2016–2020 годы.

Социальные гарантии, которые предоставляет гражданам национальная система образования

Граждане Республики Беларусь имеют право:

 получить в государственных учреждениях образования (далее – ГУО) бесплатное дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, специальное, дополнительное образование, а на конкурсной основе – бесплатное среднее специальное, высшее и послевузовское образование (если человек получает его впервые);

– получить второе образование по иной специальности, повысить квалификацию, пройти переподготовку.

В рамках образовательного процесса предусмотрены многочисленные социальные гарантии.

К примеру, плата за учебники в Беларуси невысокая. При этом для отдельных категорий детей предусмотрено бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, инвалидов с детства; лиц, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования и страдающих онкологическими заболеваниями или больных туберкулезом и других категорий).

Для обучающихся из многодетных семей плата за пользование учебниками и учебными пособиями снижается на 50%. Электронные версии учебников находятся в свободном доступе в сети Интернет (http://uchebniki.by/).

Ряд категорий учащихся получают питание за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (дети из малообеспеченных семей; из семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет; 1–4 классов всех учреждений общего среднего образования, а также 5–11 классов учреждений общего среднего образования, проживающие в сельских населенных пунктах; из семей, в которых один из родителей является инвалидом I или II группы; находящиеся в социально опасном положении и др.).

Хорошо успевающим студентам выплачивается стипендия. Выпускникам, обучавшимся за счет средств бюджета, гарантируется предоставление первого рабочего места в соответствии с законодательством о труде путем распределения.

Государством обеспечиваются социальные гарантии работникам, направляемым нанимателем на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку (сохранение средней заработной платы по месту работы на период обучения, оплата проезда к месту учебы, командировочных, суточных, проживание и др.).

Поддержка одаренных учащихся и студентов

О качестве белорусского образования свидетельствуют успешные выступления белорусских учащихся и студентов на международных олимпиадах и турнирах.

Справочно.

В 2016 году на международных предметных олимпиадах школьниками завоевано 42 медали (всего было 46 участников), в том числе 5 золотых, 17 серебряных, 20 бронзовых медалей (2015 год – 37 медалей, в том числе 1 золотая, 15 серебряных и 21 бронзовая медаль).

На состоявшейся в апреле 2016 г. в Румынии XXIII международной конференции юных ученых по физике, математике, информатике и экологии наши учащиеся завоевали 2 золотые медали, 1 серебряную и 3 бронзовых медали, а также получили специальный приз за лучшую презентацию доклада.

На состоявшемся в июне 2016 г. в России XIX Международном турнире юных физиков команда Республики Беларусь завоевала бронзовые медали. На VIII международном турнире юных математиков в июле 2016 г. в России наша команда завоевала серебряные медали.

Важнейшим элементом системы государственной поддержки одаренных учащихся и студентов является специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. За 20 лет существования фонда были вынесены решения о присуждении более 33 тыс. поощрений учащимся и студентам, добившимся наивысших результатов на республиканских и международных интеллектуальных состязаниях.

В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь в 2004 году создан Республиканский банк данных одаренной молодежи. На сегодняшний день на учете в банке данных состоит 5 939 человек.

Граждане (в возрасте до 31 года), включенные в банки данных одаренной и талантливой молодежи, имеют право на внеочередное получение жилого помещения в общежитии на период обучения; на первоочередное распределение после окончания УВО. Также предусмотрено повышение на 50% тарифных ставок (окладов) молодым специалистам с высшим образованием, включенным в банки данных одаренной и талантливой молодежи в период обучения в УВО и принятым на работу в организации, финансируемые из бюджета. Лауреатам фонда предоставлены права на поступление без вступительных испытаний в учреждения высшего образования, магистратуру и аспирантуру; на получение льготного кредита на строительство (реконструкцию) либо приобретение жилого помещения.

Участие Республики Беларусь в формировании Европейского пространства высшего образования

Процедура присоединения Республики Беларусь к Европейскому пространству высшего образования (далее – ЕПВО, существует с 1 июля 2010 г., до этого – Болонский процесс) начата в 2010 году в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь.

Решение в отношении присоединения Беларуси к ЕПВО было принято 14 мая 2015 г. в г.Ереване на конференции министров образования.

На протяжении более 10 лет Министерство образования системно работало по имплементации (внедрению) инструментов ЕПВО в национальную систему образования, поэтому существенной перестройки национальной системы образования происходить не будет.

В целях обеспечения более тесной связи образования с рынком труда и оперативного реагирования на его запросы начата разработка образовательных стандартов высшего образования нового поколения.

В 2016 году организован пересмотр Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ”Специальности и квалификации“ ОКРБ 011–2009 с целью приведения в соответствие с Международной стандартной классификацией образования (МСКО–2011), классификацией видов экономической деятельности (ОКРБ 005–2011) и оптимизации количества специальностей (исключения дублирования) и сроков подготовки.

Подходы к совершенствованию системы высшего образования нашли отражение в проекте новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании, который вынесен в феврале 2017 г. на общественное обсуждение.

Экспорт белорусских образовательных услуг

Республика Беларусь является участником 105 международных договоров в сфере образования, науки и молодежной политики (2005 год – 39 договоров).

Справочно.

В 2016 году подписаны межправительственные соглашения с Пакистаном о взаимном признании документов об образовании, документов об обучении; Польшей – о сотрудничестве в сфере образования; межведомственные соглашения, меморандумы с Китаем, Турцией, Саудовской Аравией, Молдовой по вопросам сотрудничества в сфере образования, науки и молодежной политики.

Успешно работают 12 совместных центров международного научно-технического сотрудничества с Россией, Казахстаном, Латвией, Китаем, Кореей, Венесуэлой.

С каждым годом в нашу страну приезжает все большее количество иностранных граждан, желающих получить образование в Беларуси. Сегодня в УО Республики Беларусь обучается более 20 тыс. иностранных граждан из 107 стран.

За 2016 год экспорт услуг образования по отрасли ”Образование“ составил 70,7 млн. долл. США, обеспечен темп роста экспорта услуг за 2016 год к 2015 году в 115,5 %.

В структуре экспорта услуг за 2016 год услуги образования составляют 79,7%, услуги в области науки – 9,2%, туристские услуги – 9,8%, прочие услуги – 1,3%.

Университеты Минобразования поддерживают партнерские отношения в сфере научного и научно-технического взаимодействия с научными организациями 64 стран мира в рамках свыше 1 820 договоров.  Ими налажен экспорт приборов и устройств, применяемых в медицине, устройств на жидких кристаллах, лазеров, приборов и аппаратов для физического или химического анализа, аппаратуры для измерения и контроля электрических величин и излучений, которые относятся к высокотехнологичным и наукоемким товарам (работ, услуг).

В 2016 года БГУ упрочил свои позиции в рейтинге QS World University Rankings и занял 354 позицию. Это самая высокая позиция, которую когда-либо занимали белорусские вузы в авторитетных мировых рейтингах.

Актуальные вопросы дошкольного образования

”Шаговая“ доступность детских садов

Министерство образования и органы государственного управления заинтересованы в решении проблемы превышения наполняемости в отдельных детских садах и максимальном обеспечении их ”шаговой“ доступности.

Справочно.

В 2016 году введено в эксплуатацию 12 учреждений дошкольного образования на 2 670 мест (2015 год – 14 учреждений на 2 000 мест). Организован подвоз 10 137 воспитанников к детским садам (2015 год – 11 374 воспитанников). Отвечая на потребности родителей, создаются группы кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении (2016 год – 4 378 групп посещали 37 617 детей, 2015 год – 3 571 группу посещали 30 716 детей).

На уровне Правительства утвержден специальный план мероприятий, который предусматривает строительство в 2017–2020 годах 57 учреждений дошкольного образования на 10 900 мест, внедрение альтернативных форм дошкольных учреждений: размещение детских садов на первых этажах жилых зданий, открытие групп кратковременного пребывания, семейных детских садов в пристроенных к жилым домам помещениях, создание учреждений дошкольного образования частной формы собственности.

Платные образовательные услуги

По запросам родителей в дошкольных учреждениях оказываются платные образовательные услуги для детей по направлениям: ”Иностранный язык“, ”Хореография“, ”Детское ручное ткачество“, ”Материнская школа“.

Организация сбалансированного и качественного питания детей

Для удешевления питания на местах заключаются договоры с шефствующими организациями по оказанию безвозмездной помощи в приобретении овощной продукции, организуется самостоятельная заготовка и закладка овощей в овощехранилища учреждений дошкольного образования, поставка продуктов питания производится преимущественно от товаропроизводителей.

Для обеспечения эффективного контроля за качеством питания в дошкольных учреждениях устанавливаются специальные компьютерные программы для составления ежедневного меню, меню-требования и анализа выполнениянатуральных норм.

Актуальные вопросы общего среднего образования

Деятельность родительского и попечительского советов

В декабре 2016 г. внесены изменения и дополнения в положения о родительском комитете и попечительском совете учреждений образования, чтобы более четко разграничить их функции.

Одна из задач деятельности попечительского совета (в его состав могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица) – содействовать УО в развитии материально-технической базы. Денежные средства, направленные в распоряжение попечительского совета, формируются из добровольных перечислений (взносов) физических лиц, зачисляемых на текущий (расчетный счет) по учету внебюджетных средств УО.

Для решения актуальных задач учреждений общего среднего образования руководитель вместе с попечительским советом имеет право привлекать дополнительные источники финансирования, в том числе спонсорскую помощь и средства родителей. Родительская помощь может оказываться только на добровольной основе путем перечисления средств на расчетный счет УО.

Родительские комитеты гимназий, школ не имеют права собирать деньги на нужды учреждений образования. В то же время члены родительского комитета УО, руководители УО согласовывают вопросы, для чего и в каком размере направляются денежные средства попечительского совета.

Совершенствование организации образовательного процесса (новые учебные программы, создание современных учебников)

В Беларуси поэтапно по всем учебным предметам вводятся обновленные учебные программы, учитывающие межпредметные связи и имеющие практическую (практикоориентированную) направленность.

В 2015/2016 учебном году по новым учебным программам обучались учащиеся I, V, X классов; в 2016/2017 учебном году по новым учебным программам обучаются учащиеся I, II, V, VI, X, XI классов.

С 1 февраля 2017 г. на Национальном образовательном портале (http://adu.by) работает открытая интернет-площадка ”Новые учебные программы: изучаем, обсуждаем“, на которой представлены обновленные учебные программы по всем учебным предметам.

В соответствии с Перспективным планом подготовки и выпуска учебников в 2016 году издано 46 учебных пособий; 14 из них – учебники нового поколения (яркие, написанные простым, доступным языком, имеющие современную электронную версию).

Проводится конкурс на создание учебников, в авторские коллективы входят учителя-практики. Разрабатывается целостный учебно-методический комплекс, включающий в себя учебник, учебно-методическое пособие для учителя, при необходимости рабочую тетрадь для учащихся. Все материалы издаются как на русском, так и на белорусском языке.

Учащиеся X–XI классов могут получить повышенный уровень подготовки, обучаясь в так называемых ”профильных“ классах. В рамках профильного обучения ученики имеют возможность не только изучать учебные предметы на повышенном уровне, что позволит успешно сдать централизованное тестирование (далее – ЦТ), но и освоить профессионально ориентированные курсы на факультативных занятиях, чтобы осознанно подойти к выбору будущей профессии.

Развитие ”Электронной школы“

Перспективным направлением развития системы образования является реализация проекта ”Электронная школа“, который включает в себя оснащение всех школ страны высокоскоростным беспроводным Интернетом; разработку и внедрение электронных документов (классного журнала и дневника), так называемую ”карту учащегося“, автоматизацию персонифицированного учета достижений учащихся.

Справочно.

В г. Минске с сентября 2013 г. осуществляется реализация регионального пилотного проекта ”Апробация модели управляемого развития электронных образовательных услуг“ (”Электронная школа“), осуществляется апробация и внедрение двух элементов электронной школы: ”Карта учащегося“, он-лайн сервис ”Электронный журнал-дневник“. ”Карта учащегося“ рассматривается как многофункциональный документ (карта – пропуск, читательский билет, платежное средство, проездной документ). Оформление и получение ”Карты учащегося“ осуществляются на добровольной основе.

Организация шестого школьного дня

Особенностью организации обучения и воспитания в школах Республики Беларусь является пятидневная учебная неделя и ”неучебная суббота“ – день для развития личности учащегося.

Посещение учащимися мероприятий шестого школьного дня осуществляется на добровольной основе.

В шестой школьный день могут проводиться итоговые мероприятия предметных недель, научно-практические конференции, интеллектуальные конкурсы, фестивали и иные образовательные и культурные мероприятия для учащихся, а также экскурсии и туристические походы в соответствии с перечнем рекомендуемых Министерством образования для посещения обучающимися экскурсионных объектов и туристических маршрутов.

В целях профессиональной ориентации, формирования практических навыков на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования для учащихся организуются мероприятия трудовой направленности (мастер-классы, ”трудовые мастерские“, профессиональные пробы, иные формы работы), профориентационные мероприятия, допрофессиональная подготовка.

В субботу для развития учащихся организована деятельность объединений по интересам в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи (около 65% объединений по интересам работают в субботу), объединений по интересам в учреждениях культуры и спортивных секций в специальных учебно-спортивных учреждениях.

Особое внимание в настоящее время уделяется проведению в шестой школьный день мероприятий для родителей (”Родительские университеты“, консультации учителей-предметников).

Информация о предлагаемых в шестой школьной день мероприятиях размещается на информационных стендах, интернет-сайтах учреждений образования, доводится до сведения родителей на родительских собраниях.

Вступительная кампания 2017 года

В 2017 году прием для получения профессионально-технического образования будет осуществляться в соответствии с Правилами приема, утвержденными постановлением Правительства Республики Беларусь от 14.07.2011 № 953, нормы которых являются стабильными на протяжении последних лет.

Прием на уровень среднего специального образования в 2017 году будет осуществляться в соответствии с Правилами приема, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 09.01.2017 № 4).

Главные новшества для абитуриентов, выпускников IX классов:

четко установлен порядок формирования конкурса на основе суммы среднего балла документа об образовании и результатов вступительных испытаний по специальности (при их наличии);

при поступлении по конкурсу среднего балла свидетельства об образовании учитывается отметка только по профильному предмету (не ниже 4-х).

Прием на уровень высшего образования будут осуществлять
42 государственных и 9 частных вузов.

В 2017 году будет предусмотрен расширенный набор в вузы на дневную бюджетную форму обучения по специальностям, связанным с развитием энергетики, биотехнологий, робототехники, автоматизации, физики, математики, астрономии, космических технологий, 3D-технологий, нанотехнологий, фармацевтики, экологии и иными перспективными направлениями.

Основные особенности приемной кампании в вузы 2017 года:

введение нормы, разрешающей сдачу четвертого вступительного испытания в форме ЦТ. По желанию абитуриента предоставляется право дополнительно сдать одно вступительное испытание в форме ЦТ. При этом норма зачисления по результатам трех вступительных испытаний (государственному языку (на выбор) и двум профильным вступительным испытаниям) сохранена. В общий конкурсный балл абитуриента, как и прежде, включен средний балл документа об образовании;

действие сертификатов ЦТ в течение двух лет. Полученные в 2017 году оригиналы сертификатов ЦТ можно будет использовать в следующем году;

зачисление выпускников учреждений среднего специального образования, поступающих для получения высшего образования в сокращенный срок, по результатам двух профильных вступительных испытаний и среднего балла документа об образовании (без сдачи ЦТ по языку);

введение трех резервных дней для участия в ЦТ(для абитуриентов, по уважительной причине не прошедших ЦТ в основные дни).

Право поступления без вступительных испытаний на определенные специальности имеют победители олимпиад, конкурсов, чемпионатов (учебных, творческих, спортивных), обладатели аттестата об общем среднем образовании с награждением золотой, серебряной медалью, ”красного“ диплома о среднем специальном, профессионально-техническом образовании, лауреаты специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся.

Без вступительных испытаний на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования, зачисляются выпускники, прошедшие обучение в профильных классах педагогической направленности, при наличии в документе об образовании отметок не ниже 7 (семи) баллов по всем учебным предметам и отметок не ниже 8 (восьми) баллов по профильным учебным предметам. При этом абитуриентам необходимо иметь рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они закончили, и пройти собеседование, а также обязательно работать по распределению не менее пяти лет.

В части проведения в 2017 году ЦТ планируется организовать:

Распределение (направление на работу) выпускников государственных учреждений

Процедура распределения выпускников (определения места работы) осуществляется как в целях социальной защиты выпускников, так и для удовлетворения потребности отраслей экономики и социальной сферы в специалистах, рабочих, служащих.

В последние годы распределение проходит в условиях снижения кадровых потребностей нанимателей. Снизился текущий спрос на выпускников УО по специальностям, связанным с реальным сектором экономики, – строительством и промышленностью. При этом в 2015–2016 годах не было отмечено затруднений с распределением выпускников вузов по специальностям в сфере здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, связи, в ИТ-сфере, по педагогическим специальностям.

Тем не менее в 2016 году практически всем студентам было предоставлено первое рабочее место (свыше 95%).

В 2017 году количество студентов выпускных курсов государственных вузов, которые обучаются на I ступени высшего образования (специалисты) за счет средств республиканского бюджета, составляет примерно 32,9 тыс. человек. Из них 25,0 тыс. выпускников дневной формы получения образования будет подлежать распределению (в 2016 году – 19,6 тыс.).

По окончании обучения в УО выпускникам, получившим свидетельство о направлении на работу, предоставляются гарантии и компенсации: трудоустройство в соответствии с полученной специальностью и присвоенной квалификацией; отдых продолжительностью 31 календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, – 45 календарных дней; компенсации в связи с переездом на работу в другую местность в соответствии с законодательством о труде; денежная помощь, размер, источники финансирования и порядок выплаты которой определяются Правительством Республики Беларусь, и др.

Справочно.

Молодым специалистам, молодым рабочим (служащим) областные, Минский городской Советы депутатов, наниматели в соответствии с законодательством могут устанавливать денежную помощь, выделять средства с целью компенсации затрат на наем жилых помещений.

Выпускники, которым предоставлено место работы путем распределения, обязаны отработать на данном рабочем месте установленные сроки –
как правило, от 2 до 5 лет (для ”целевиков“). Предусмотрено возмещение средств, затраченных государством, в случае нарушения условий договора о подготовке специалиста.

О совершенствовании организации

шестого школьного дня.

         На постоянном контроле Министерства образования, управления образования, отдела образования, спорта и туризма находятся вопросы организации и повышения эффективности шестого школьного дня.

Необходимо особо подчеркнуть, что в шестой школьный день акцент делается на физкультурно-оздоровительные, спортивно-массовые мероприятия, трудовом воспитании учащихся и профориентационной работе.

Все внутришкольные, районные мероприятия и спортивные соревнования проводятся преимущественно в субботний день, а также во время осенних, зимних и весенних каникул в форме физкультурно-спортивных праздников, дней здоровья и спорта, туристских слетов и др. 

 В целях совершенствования организации шестого школьного дня издан приказ Министерством образования Республики Беларусь от 19.01.2017 №21. Никаких существенных изменений в работе педагогов не произошло. Руководители учреждений образования, как и ранее, планируют расписание шестого школьного дня с учетом организации факультативных занятий для учащихся 9-11 классов, стимулирующих – для одаренных и талантливых детей, поддерживающих для слабо успевающих. Предполагается, что проведение для учащихся 9-11 классов дополнительных занятий именно в этот день, разгружает для ребят основную учебную неделю.  Также в этот день учителя-предметники могут проводить предметные недели, научно-практические конференции. Интеллектуальные конкурсы и другие мероприятия.

Особое внимание уделяется работе с семьей. Родители в случае необходимости могут посетить консультации, встретиться с педагогами-предметниками, обсудить вопросы. Которые они не могут решить в силу своего рабочего времени в будние дни.

В шестой школьный день работают и учреждения дополнительного образования детей. Ежегодно в учреждениях образования Минского района изучаются интересы несовершеннолетних, проводятся фестивали объединений по интересам, мероприятия в рамках недели дополнительного образования. Из 17756 учащихся учреждений образования 17069 детей охвачены постоянной досуговой деятельностью, из которых 10813 детей посещают объединения, клубы, секции и др. в учреждениях образования по месту учебы, и 6256 детей посещают учреждения дополнительного образования района и          г. Минска.

  ГУДО «Центр творчества детей и молодежи Минского района» организована работа 52 объединений, в ГУДО «Центр туризма и краеведения детей и молодежи «Ветразь» Минского района» организована работа 26 объединений по интересам туристско-краеведческого профиля, которые функционируют на базе 17-и учреждений образования района, в т.ч. в 12-и агрогородках. Основная часть объединений по интересам работает в субботний день  В 2016 году опыт работы ГУДО «Центр туризма и краеведения детей и молодежи «Ветразь» Минского района» по организации краеведческой деятельности учащихся представлялся на областных семинарах «Современные информационные технологии как инструмент музейной педагогики» и «Опыт и перспективы развития туристско-краеведческой работы в Минской области», а также на республиканском краеведческом форуме «Использование регионального образовательного пространства для гражданско-патриотического воспитания личности».

С целью сохранения и развития контингента учащихся учреждений дополнительного образования района в 2016 году открыто  6 новых объединений по интересам на базе учреждений образования района для 90 учащихся и 2 объединения по интересам по спортивному скалолазанию на базе  ГУДО «Центр туризма и краеведения детей и молодежи «Ветразь» Минского района» (установлен скалодром). С сентября 2017 года планируется внедрение педагогического проекта по работе с членами ОО «БРПО»  «Пионерия.by».  По результатам изучения интересов несовершеннолетних запланировано открытие объединений по интересам «Английский язык», «Основы компьютерного фото- и видеомонтажа».

С целью обеспечения вовлечения несовершеннолетних в общественно-полезную занятость в учреждениях образования в октябре текущего года разработана межведомственная модель внеурочной занятости учащихся с учетом возможностей социально-образовательного пространства, которая размещена на сайтах и стендах учреждений образования.

В Минском районе организована спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа с детьми.

В ФСК «Урожай» занимается 275 детей и подростков.

Работа с детьми и подростками осуществляется по 9 видам спорта: хоккей с шайбой, лыжные гонки, биатлон, волейбол, баскетбол (стритбол), настольный теннис, футбол (мини-футбол), шахматы и шашки.

За 2016 год для детей и подростков в шестой школьный день и в каникулярное время проведено 56 спортивно-массовых мероприятий. В них приняло участие 6853 человека, в том числе 284 состоящих на различных видах учета.

Соревнования проходят массово, празднично, с вручением кубков, медалей и памятных сувениров,

Необходимо отметить, что профилактическая работа по формированию здорового образа жизни и по организации досуга проводится в соответствии с комплексным планом мероприятий по профилактике безнадзорности, преступлений и правонарушений, пьянства, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних на 2013-2018 г.г. (реализовывались  проекты социально значимой деятельности:  «Здоровым всё здорово» (ГУО «Колодищанская СШ»), «Жить здорово!» (ГУО «Дубовлянская СШ») и др. В 13 учреждениях образования разработаны и реализуются комплексно-целевые программы «Здоровый образ жизни»).

С целью расширения деятельности детских и молодёжных объединений, вовлечения несовершеннолетних в работу объединений по интересам и т.д. в учреждениях образования  продолжается  целенаправленная информационно-пропагандистская работа по развитию   волонтёрского движения и  обучения по принципу «равный обучает равного».

Объявления

Телефон доверия

УЗ «МИНСКАЯ ЦРКБ» проводит вакцинацию против ГРИППА

УЗ «МИНСКАЯ ЦРКБ» проводит вакцинацию против ГРИППА Острые респираторные вирусные инфекции (далее – ОРВИ), в том числе грипп, остаются одной...

Рекомендации ВОЗ для населения в связи c распространением нового коронавируса (2019-nCoV): мифы и ложные представления

Рекомендации ВОЗ для населения в связи c распространением нового коронавируса (2019-nCoV): мифы и ложные представления Можно ли носить маску во...