«Телефон доверия» Учреждения здравоохранения "Минской ЦРБ" для пациентов, желающих сообщить информацию о фактах вымогательства и взяточничества со стороны медицинских работников 8-017-505-27-91
Стол справок: 8017-505-27-67       Горячая линия Минской ЦРБ: 8017-505-17-54
Russian Belarusian Chinese (Simplified) English German Lithuanian Polish Ukrainian

О выполнении требований Декрета Президента Республики Беларусь

О выполнении требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18
«О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»
в Минской области

С 2006 года в Беларуси начал свою работу Декрет Президента
№ 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей
в неблагополучных семьях».

Положениями Декрета №18 обеспечено взаимодействие государственных органов, служб, граждан в обеспечении защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях.

Реализация данного законодательного акта обеспечивается:

своевременным выявлением несовершеннолетних, находящихся в условиях семейного неблагополучия;

оказанием педагогической, психологической, социальной и иных видов помощи семьям, признанным находящимися в социально опасном положении;

повышением ответственности родителей, не выполняющих в полной мере обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей.

         Справочно. На 1 октября 2019 года в социально опасном положении в Республике Беларусь находился 9041 несовершеннолетний, в Минской области – 1321 ребенок.

Если данные меры не позволяют семье выйти из состояния семейного неблагополучия или дети находятся в условиях, угрожающих их жизни и здоровью, то несовершеннолетние изымаются у родителей и признаются нуждающимися в государственной защите.

Справочно. По состоянию на 1 октября 2019 года нуждающимся в государственной защите в Республике Беларусь было признано 1065 детей, из них в Минской области – 201 ребенок.

С семьей продолжается реабилитационная работа, особые усилия направлены на коррекцию детско-родительских отношений.

Сами же родители подлежат трудоустройству в случае отсутствия у них постоянного места работы и находятся на контроле управлений по труду, занятости и социальной защите и органов внутренних дел. С них, как с обязанных лиц, государством взыскиваются расходы, затраченные на содержание детей.

Справочно. За 9 месяцев 2019 года в Республике Беларусь с обязанных лиц взыскано 66.3% средств, затраченных государством на содержание детей государством, в Минской области показатель составил 68,2%.

К сожалению, и в данной ситуации не у всех родителей  формируется ответственность за воспитание и содержание своих детей, и как следствие – лишение родительских прав. В 2018 году 2856 родителей в Беларуси потеряли право воспитывать своих детей, в Минской области таких родителей 444.

Но государство оставляет шанс гражданам восстановить свои родительские права и самим воспитывать родных детей.

В 2018 году в Минской области 16 родителей восстановилось в отношении 23 детей, в Республике Беларусь – 133 родителя в отношении 166 детей.

Результаты работы в данном направлении ежегодно анализируются на уровне областного и районных (городского) исполнительных комитетов.

Межведомственная работа субъектов профилактики Минской области позволила достичь определенных положительных результатов в вопросах защиты прав и законных интересов несовершеннолетних:

продолжилось снижение показателя выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Справочно. За 9 месяцев 2019 года выявлено 205 детей, за 9 месяцев 2018 года – 237 детей, за 9 месяцев 2017 года – 258, за 9 месяцев
2016 года – 274;

снизилось с 369 до 201 количество детей, признанных нуждающимися в государственной защите;

увеличился показатель возмещения расходов по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении (с 62,6% за 9 месяцев 2018 года до 68,2% за аналогичный период 2019 года).

Справочно. На 01.10.2019 3228 лиц обязаны возмещать расходы на содержание 3826 детей.

По результатам анализа причин задолженности у обязанных лиц установлено, что 1992 человека (45%) имеют низкий доход, 541 (12%) возмещают расходы в отношении трех и более детей, 846 (19%) находятся в местах лишения свободы или в лечебно-трудовых профилакториях, 105 (2,4%) в отпуске по уходу за ребенком, 115 (2,6%) на пенсии, 466 (10,6%) осуждены по статье 174 Уголовного кодекса.

Предупреждение социального сиротства является основной задачей Декрета №18. Поэтому в первую очередь межведомственное взаимодействие направлено на своевременное выявление семейного неблагополучия и устранение его причин и условий.

Организовано информирование органов опеки и попечительства                по фактам семейного неблагополучия. На 01.10.2019 поступило                       3939 сообщений, из них подтвердилось 452, или 11,5% .     

В рамках республиканской профилактической акции «Семья
без насилия» реализуется комплекс мероприятий по своевременному выявлению лиц, совершающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений.

Справочно. В 2019 году в ходе проведения рейдовых мероприятий посещено 5652 семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, из них 2898 семей, дети
в которых признаны находящимися в СОП, 1217 семей, в которых проживают лица, допускающие совершение правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений,
583 семьи лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

В 2019 году сотрудники милиции приняли участие в 1188 рейдовых мероприятиях, проведенных учреждениями образования. Посещена
3541 семья, в которой проживает 5361 ребенок.

Работниками органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в течение 9 месяцев 2019 года проведены смотры противопожарного состояния 90,6 тыс. (76,3% от имеющихся в области) домовладений (квартир) семей, воспитывающих несовершеннолетних детей. По итогам смотров по имеющимся нарушениям требований законодательства
о пожарной безопасности, фактам ненадлежащего ухода за детьми
в адрес заинтересованных служб направлено 1065 информаций,
133 несовершеннолетних признаны находящимися в СОП.

Координационными советами райгорисполкомов, советами учреждений образования по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних 127 семей были направлены
в территориальные центры социального обслуживания населения. Из них 37 семей обратилось за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации. С 34 семьями заключены договоры
на оказание услуги социального патроната, составлены карты сопровождения семьи, разработаны индивидуальные планы по работе
с ними. От заключения договоров отказались 3 семьи.

Вместе с тем, по итогам 9 месяцев 2019 года в области сложилась тревожная ситуация по резкому снижению (-68,4%) числа несовершеннолетних, признанных находящимся в социально опасном положении, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. На 01.10.2019 в ситуации семейного неблагополучия находился 1321 ребенок
из 655 семей, на 01.10.2018 в социально опасном положении находилось 4183 несовершеннолетних из 2153 семей.

Эта негативная тенденция опасна тем, что большое количество детей, родители которых не справляются со своими родительскими обязанностями, не получат своевременную помощь, ситуация в семье будет далее усугубляться и дети могут лишиться биологической семьи.

В области в 2019 году не допущен рост случаев гибели несовершеннолетних от внешних причин. Но вместе с тем каждая детская жизнь – это трагедия в семье, в которой значительная доля – вина взрослых.  

На 01.11.2019 в области погибло от внешних причин 8 несовершеннолетних жителей. В дорожно-транспортных происшествиях погибло 4 ребенка: Молодеченский район (2, гибель на железной дороге), Солигорский (1), Червенский (1); самоубийство – 1 ребенок (Несвижский район); от насильственных действий – 3 ребенка (Мядельский, Молодечненский и Столбцовский районы).

Справочно. На 01.11.2018 утонуло 4 несовершеннолетних (Воложинский, Логойский, Копыльский и Молодечненский районы), в результате падения с высоты погибло 2 (Борисовский и Солигорский районы), в дорожно-транспортных происшествиях – 2 (Минский район), от насильственных действий – 1 (Слуцкий район), на пожаре –2 (Минский район), самоубийство – 1 (Минский район).

Необходимо мобилизовать все возможные ресурсы на предупреждение гибели детей от внешних причин.

Все дети из социально неблагополучных семей осмотрены врачами-педиатрами и врачами-специалистами. Организации здравоохранения Минской области обеспечивают прохождение медосмотров
их родителями в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, организуют оказание медицинской помощи нуждающимся.  

Основным показателем социально опасного положения по итогам 2019 года является установление фактов злоупотребления родителями спиртных напитков, совершения ими противоправных поступков.

Количество родителей, злоупотребление которых алкоголем
явилось причиной признания семей находящимися в социально опасном положении, составило 380 человек.

Обеспечено проведение медицинского осмотра 2151 обязанных лиц (66,4% от указанной категории).

Как уже указывалось выше, заинтересованными службами осуществляется работа по трудоустройству обязанных лиц и выполнению ими своих трудовых обязанностей.

На 01.10.2019 на профилактическом учете в органах внутренних дел состояло 1722 обязанных лица, из которых трудоустроено на постоянную работу 1677.

За 9 месяцев 2019 года в отношении обязанных лиц возбуждено
497 уголовных дел по ст. 174 Уголовного кодекса (уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении). Привлечены к уголовной ответственности 445 лиц.

В 2019 году объявлено в розыск 130 обязанных лиц, разыскано – 130. На 01.10.2019 в розыске находилось 43 человека.

Повысить уровень возмещения обязанными лицами средств, затраченных государством на содержание детей, возможно путем предоставления им возможности повысить свою заработную плату за счет увеличения объема работ, трудоустройства по совместительству, перетрудоустройства.

В январе – сентябре 2019г. управлениями по труду, занятости
и социальной защите райгорисполкомов обеспечено трудоустройство                         447 обязанных лиц, явившихся или доставленных в органы занятости.
Из них 438, или 98%, трудоустроено в счет брони (республиканский показатель – 91,9%). Р
аботали в выходные дни 310 обязанных лиц,
в сверхурочное время (1,5 ставки, вечернее время) – 200 человек,
48 работников трудоустроены по совместительству, 57 работникам повышена тарифная ставка (разряд), 16 человек переобучены на рабочем месте без отрыва от производства. Перетрудоустроены на рабочие места
с более высокой заработной платой 50 человек, переведены на рабочее место с более высокой заработной платой 54 человека.

Вместе с тем существует проблемы предупреждения прогулов обязанными лицами. На 01.10.2019 уклонялись от явки на работу до 10 дней в течение трех последних месяцев 283 обязанных лица из числа состоящих на контроле в органах занятости (23,5% от общего числа работающих), более 10 дней – 260 обязанных лиц (21,6%).

Еще одним возможным источником компенсации обязанными лицами средств, затраченных государством на содержание детей, является сдача по договорам найма (поднайма) жилых помещений, принадлежащих обязанным лицам.

На 01.10.2019 обязанные лица проживали в 1105 жилых помещениях (на праве собственности – в 676 помещениях). Проведено выселение
из 16 жилых помещений, 4 – сданы в найм. Доход в 2019 году составил 3932 рубля.

Однако имеют место ситуации, когда все принимаемые профилактические меры по реабилитации семьи оказываются неэффективные и ребенок не может возвратиться в родную семью.

В этом случае в области реализуются различные формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: опекунские семьи (1410 семей, 1468 ребенка), приемные семьи (344 и
586 соответственно), детские дома семейного типа (42 дома, 250 детей).

Для выявления и своевременного устранения недостатков в реализации требований Декрета №18 в регионах осуществляется мониторинг. Межведомственной комиссией облисполкома в 2019 году посещены Воложинский, Дзержинский, Минский, Мядельский, Любанский, Несвижский, Стародорожский районы и г. Жодино.

С 2018 года в практику работы введено проведение межведомственных семинаров по организации взаимодействия заинтересованных служб и ведомств в вопросах реализации требований Декрета № 18. В работе принимают участие представители областных структур, заместители председателей райгорисполкомов, руководители структурных подразделений райгорисполкомов и иных территориальных организаций. На базе Молодечненского района семинар состоялся 21.11.2018, Борисовского – 17.04.2019.

         Семья должна оставаться главной средой для жизни, развития, воспитания ребенка, передающей ему свои лучшие традиции, в которой он должен жить в первую четверть своей жизни и обладать потенциалом для создания своей семьи.      

         С 2006 года достигнуты определенные успехи в вопросе сохранения семьи для ребенка и ребенка в семье. Однако есть еще вопросы, требующие четких скоординированных действий всех заинтересованных служб и ведомств, исключающих формализм и равнодушие в выявлении семейного неблагополучия.

Первый заместитель начальника главного

управления по образованию облисполкома                   С.П.Филистович

Садовская 500 42 38

Объявления

График работы "прямой телефонной линии" Главного управления по здравоохранению Минского облисполкома по субботам в марте 2020 г.

Дата ФИО Должность Телефон 07.03.2020 9.00-12.00 Гозман Зиновий Борисович первый заместитель начальника 500 42 58 14.03.2020 9.00-12.00 Вишневецкий Михаил Леонтьевич заместитель начальника 500 41 28 21.03.2020 9.00-12.00 Боярская Наталья Илларионовна начальник 500 41 43 28.03.2020 9.00-12.00 Высоцкая Леонида Леонардовна заместитель...

20 февраля в 16.00 в актовом зале учреждения здравоохранения

20 февраля в 16.00 в актовом зале учреждения здравоохранения «Минская центральная районная больница» (лечебный корпус, 1 этаж) по адресу: д....

Памятка для лиц, прибывших из стран, в которых регистрировались случаи инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV

Памятка для лиц, прибывших из стран, в которых регистрировались случаи инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV Что такое новый коронавирус? Новый коронавирус...